Самые актуальные новости:
Главная » Политика » Переговоры по Украине в Минске: мнения экспертов разделились

Переговоры по Украине в Минске: мнения экспертов разделились

Почему Минск выбран площадкой для переговоров по разрешению украинского кризиса? Насколько эффективными они могут оказаться? И что сулит для Беларуси эта роль? Мнения опрошенных TUT.BY украинских, белорусских и российских политологов разделились. Одни призывают не преувеличивать значение переговоров и уверены в том, что Минску политических бонусов получить не удастся, другие считают, что белорусское посредничество может дать импульс для дальнейшего разрешения украинского кризиса и повлиять на нормализацию отношений нашей страны как с ЕС, так и с США. 

Фото: president.gov.by
Порошенко попросил провести в Беларуси переговоры по разрешению украинского кризиса. Лукашенко согласился >>>
Украинский взгляд   Предстоящие в Минске переговоры — не более чем попытка придать "всему этому действу благопристойный характер и несколько абстрагироваться от украинского контекста", считает украинский политолог, главный редактор сайта "Хвиля" Юрий Романенко.      — Поскольку предыдущие переговоры в Донецке ни к чему не привели и были просто потерей времени, я думаю, что Порошенко дал пас Лукашенко, чтобы повысить статус происходящего. Тем самым Порошенко дал шанс самому Лукашенко повысить свой международный статус. Надо понимать, что российская сторона никогда не приедет в Киев на переговоры подобного рода, а украинские власти не поедут в Донецк. Россия не признает своего участия в конфликте и на этот раз, поэтому участником с российской стороны будет посол Зурабов.    Романенко убежден, что интерес к встрече в Минске слишком завышен. По его мнению, если бы местом переговоров был назначен Кишинев, принципиально ничего не изменилось бы. Реальное разрешение конфликта, считает он, будет возможно в ходе переговоров с участием Украины, России, США и ЕС в лице Германии. Они, по его мнению, состоятся примерно через месяц, после того как украинская армия окончательно разобьет сепаратистов на юго-востоке страны.    — Наша армия начала намного более грамотно воевать, потому мы сегодня видим успехи на юго-востоке Украины. Это дает нам более выгодные позиции и позволяет отказаться от переговоров с сепаратистами, они не являются тут ключевым субъектом. Тем более что руководства у них нет, говорить с полевыми командирами — бессмысленно. А чем дольше Россия сейчас будет играть в "несознанку", тем хуже для нее.        Украинский политолог Сергей Дацюк уверен, что предстоящие в Минске переговоры не будут о перемирии, оно сейчас невозможно.   Политолог сомневается в эффективности встречи в первую очередь из-за состава участников.    — Коммуникация между Украиной и Россией разрушена даже на уровне интеллектуалов. Российское интеллектуальное сообщество дезориентировано и не готово идти против своей власти. В этих условиях ожидать адекватности от чиновников не приходится.    Дацюк не берется прогнозировать дальнейший ход событий на Юго-Востоке после предстоящих переговоров, единственное, в чем он уверен, что напряжение на Донбассе не прекратится ни после переговоров, ни даже после прекращения огня.    — Россия с Чечней, которая меньше и по территории, и по населению, и по промышленному потенциалу, разбиралась 12 лет. От России сегодня можно ожидать чего угодно, даже введения войск в Украину. 

  Российский взгляд   Удобной с точки зрения логистики и нейтральной территорией для проведения такой встречи назвал Минск заместитель главного редактора журнала "Коммерсантъ Власть" Александр Габуев. Сейчас Россия находится в состоянии полупризнания легитимности нового руководства Украины, а посол Зурабов фактически является доверенным лицом Путина и хорошим коммуникатором с Порошенко. Габуев также уверен в том, что речи о перемирии на переговорах идти не будет:

— Украинская армия убеждена, что военное решение конфликта очень близко, перемирие ей не нужно. Самый важный вопрос для Украины в том, как дальше жить с разрушенным Донбассом, как его восстанавливать, как эффективно провести реформы, о которых говорит новое правительство и на которых настаивает МВФ. Россия своего участия в конфликте все равно никогда не признает. Но ей нужно решить вопрос, что же делать с повстанцами по завершении военной стадии конфликта на юго-востоке Украины. Пустить людей с боевыми навыками, оружием и обиженных на Путина очень опасно.
  Габуев считает, что, согласившись провести переговоры о кризисе на юго-востоке Украины в Минске, Лукашенко никаких политических бонусов не получит.    — Лукашенко сыграл некоторую конструктивную роль в этой ситуации, но это однозначно роль второго плана.      Иной точки зрения придерживается политолог, доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России Кирилл Коктыш. Он не согласен с тем, что конфликт на юго-востоке Украины можно разрешить военным путем.    Коктыш считает, что Порошенко выбрал выгодный момент для переговоров: Киев осознает собственную слабость на Юго-Востоке, ополченцы достаточно сильны, чтобы защитить себя, но недостаточно сильны для контратак. Он считает, что переговоры будут эффективными, если сторонам удастся договориться, кроме прочего, и о присутствии наблюдателей ОБСЕ на контрольно-пропускных пограничных пунктах. Только они смогут подтвердить, что через эти КПП не идет военная техника со стороны России, о которой говорят США и официальный Киев.    Политолог уверен, что в зависимости от исхода завтрашних переговоров шансы на получение статуса посредника в переговорном процессе и урегулировании украинского кризиса для Лукашенко очень велики:   — Если российско-украинская коммуникация пойдет через Беларусь, туда же подключится и Европа, и США. Завтра — только первый шаг. А потом Беларусь может извлечь максимум бонусов из своего нейтрального статуса по ситуации в Украине.    Белорусский взгляд   Белорусский политолог Юрий Чаусов подчеркивает, что ни Минску, ни Лукашенко не отведена роль посредника в переговорах по урегулированию украинского кризиса.
— Обычно предоставление площадки для переговоров не приносит бонусов стране, где они физически происходят (все зависит от того, приведут ли такие переговоры к успеху). Но для Беларуси, которая в значительной степени находится в политической изоляции, уже само предложение быть такой площадкой приводит к росту внешнеполитического авторитета и создает возможности для улучшения отношений с Западом. 
  Стороны переговоров — это Украина и Россия. Однако Россия на данный момент не признает свой контроль над силами, которые противостоят Украине. Поэтому сами переговоры могут начаться именно с признания Россией своего влияния на сепаратистов, и от наличия такого признания будет зависеть результативность переговоров, считает эксперт.      Политолог Андрей Казакевич полагает, что Беларусь была выбрана площадкой для переговоров, потому что она с самого начала российско-украинского кризиса занимала нейтральную позицию. Обсуждение в Минске узкого круга гуманитарных, а не военных вопросов эксперт считает логическим началом дальнейшего переговорного процесса. 
  — Возможно, на этих переговорах будет "словлен" какой-то контакт, и это станет стимулом для переговоров по более широкому кругу вопросов в ближайшем будущем. Понятно, что проблему невозможно решить исключительно военным путем.
  Участие в переговорах российской стороны, которая, по мнению политолога, своими действиями не скрывала влияния на украинские события, он оценивает позитивно. 
  — Многие вооруженные отряды на востоке Украины были созданы при поддержке российских организаций и финансовых структур. Можно дискутировать о непосредственной роли российского государства в процессе вооружения этих отрядов, но понятно одно, что без участия России позитивно решить сложившийся кризис невозможно. 
  Свою позитивную роль Россия, по мнению аналитика, сыграла и в том, что не настояла на участии в переговорном процессе представителей сепаратистов. 
  — Если Россия раньше настаивала на участии в переговорах представителей непризнанных республик, то теперь она пошла на значительную уступку в этом вопросе. Это не означает прямого предательства, а показывает значительное снижение политических перспектив для вооруженных формирований на востоке.

  Просьба украинского президента к своему белорусскому коллеге свидетельствует о бесперспективности той стратегии, которую выбрал Киев, чтобы подавить сопротивление на востоке Украины, считает Арсений Сивицкий, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований. У Киева больше нет ресурсов для эффективного проведения антитеррористической операции, полагает он.

— Из-за неэффективности АТО наблюдается рост протестных настроений среди украинских граждан (особенно из-за повальной мобилизации), что рискует уже в скором времени перерасти в новый внутриполитический кризис, — говорит Сивицкий.

Киев рассчитывает, полагает эксперт, что Москва прислушается к предложению своего белорусского стратегического союзника особенно в условиях, когда давление на Россию со стороны Запада усиливается.

По мнению Сивицкого, белорусское посредничество может дать импульс для дальнейшего разрешения украинского кризиса, в чем заинтересованы как Украина, так и сама Россия.

— Если задать правильную рамку для этих переговоров, вполне возможно, что они позитивно скажутся на деэскалации конфликта на востоке Украины, — считает Сивицкий.

В отличие от других экспертов, Сивицкий уверен, что переговоры в Минске поспособствуют усилению позиции Беларуси на международной арене как страны-миротворца, что повлияет на дальнейшую нормализацию отношений как с ЕС, так и с США.

— В целом, во время украинского кризиса Беларусь выступила в качестве надежного и предсказуемого партнера по обеспечению региональной безопасности, что, безусловно, не могло быть не замечено нашими западными коллегами.

Эксперт напомнил, что это уже не первая попытка организовать на площадке Минска переговоры между конфликтующими сторонами. В самом начале украинского кризиса озвучивалось предложение провести переговоры на площадке исполкома СНГ, но оно было проигнорировано российской стороной.

Источник: tut

Оставить комментарий