Самые актуальные новости:
Главная » Политика » Мнение. Денис Мельянцов. Минск выиграл войну нервов и принудил Запад воспринимать его таким, как есть

Мнение. Денис Мельянцов. Минск выиграл войну нервов и принудил Запад воспринимать его таким, как есть

В последние полгода мы наблюдаем активизацию контактов официального Минска с Западом. Это позволяет многим аналитикам и журналистам говорить о перспективах новой "разморозки" отношений с ЕС и США, как это было в 2008-2010 годах. Насколько вероятно такое развитие событий, рассуждает магистр политологии, старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис Мельянцов.

Денис Мельянцов. Старший аналитик BISS. Магистр политологии (Институт международных отношений и политических наук при Вильнюсском университете). Сейчас занимается подготовкой кандидатской диссертации по теме отношений Беларуси с НАТО. Исследовательские интересы: внешняя политика Беларуси, белорусско-европейские отношения, международная и европейская безопасность, дипломатия, Евросоюз.
В чем проявляется потепление отношений с ЗападомПрежде всего нужно отметить, что потепление отношений – это не какая-то вероятная перспектива – оно уже идет полным ходом.

Так, с Евросоюзом начались полноценные переговоры по упрощению визового режима и реадмиссии, которые должны в конечном итоге привести к удешевлению шенгенских виз для белорусов до 35 евро и росту числа многократных виз.

Минск и Брюссель также начали на межправительственном уровне обсуждать возможность европейской помощи в модернизации белорусской экономики. Таким образом, к лету текущего года в двусторонних отношениях сложилась осязаемая повестка дня, чего не наблюдалось вот уже более трех лет.

Похожие процессы идут и в белорусско-американских отношениях.

2-4 июня состоялся визит в Беларусь заместителя помощника Госсекретаря США по делам Европы и Евразии Эрика Рубина. Он встретился с главой МИД Владимиром Макеем, представителями дипломатического корпуса и гражданского общества. По сообщению посольства США, на встречах обсуждалась возможность дальнейшего укрепления сотрудничества с Беларусью по вопросам, представляющим взаимный интерес, таким как борьба с торговлей людьми, расширение деловых контактов и нераспространение оружия массового поражения.

17-18 июня в Вашингтоне прошли первые белорусско-американские консультации по вопросам международной безопасности. Предметом консультаций стал широкий круг вопросов международной безопасности в глобальном и региональном контексте, в том числе касающихся нераспространения оружия массового уничтожения, экспортного контроля, деятельности Конференции по разоружению, а также ликвидации химического оружия. Помимо этого, стороны пытаются договориться о возвращении к полноценной работе своих посольств.

В июне из исправительной колонии был досрочно освобожден руководитель правозащитного центра "Вясна" Алесь Беляцкий. Таким образом, Минск демонстрирует, что может при соблюдении некоторых условий идти на уступки по проблематике политзаключенных и положительно оценивает начавшийся диалог с Западом.

Почему диалог с Западом стал возможнымЗдесь есть несколько внешних и внутренних важных факторов, повлиявших на этот процесс.

Во-первых, в белорусской политике существует так называемый политико-деловой цикл, заключающийся в том числе и в том, что власти накануне очередной президентской кампании наращивают социальные выплаты, заручаясь поддержкой избирателя, и стараются максимально сгладить внешнеполитические конфликты, обеспечивая безопасные тылы на время выборов. Поэтому чем ближе выборы, тем большую активность демонстрирует белорусский МИД в решении накопившихся проблем во внешней политике.

Во-вторых, на Западе постепенно меняется отношение к политике санкций, которая доминировала после выборов 2010 года. Для западных политиков становится понятным, что санкции не только не привели к желаемым (для Запада) переменам в Беларуси, но и, возможно, отсрочили эти самые перемены – в целях сохранения лица белорусское руководство просто действовало вопреки требованиям европейцев и американцев, демонстрируя свою упорность и независимость. Сейчас ситуация выглядит так, что это именно Минск выиграл войну нервов и принудил Запад воспринимать его таким, как есть.

В-третьих, сработал эффект Украины. С одной стороны, белорусский "режим" для Запада теперь уже не так страшен – он по крайней мере сохраняет мир и стабильность, держит границу на замке и обеспечивает бесперебойный транзит. А с другой – белорусский президент с самого начала кризиса в Украине занял достаточно нейтральную позицию, чем вызвал тогда удивление в европейских столицах и в США.

Теперешний посреднический статус Минска – это как раз капитализация той позиции по Украине, которая во многом шла вразрез с российской политикой. Сейчас же, предоставив площадку для переговоров контактной группы по Украине, Беларусь резко усиливает свой международный вес и репутацию.

У украинского фактора есть и еще одно следствие – война на востоке Украины сильно изменила общественные настроения в Беларуси, значительно уменьшив шансы оппозиции прийти к власти, эксплуатируя революционные и проевропейские лозунги. Белорусы стали гораздо больше ценить имеющуюся стабильность и с большим недоверием относиться к любым изменениям status quo.

Этого не могут не понимать западные политики, ранее делавшие ставку на белорусскую оппозицию. Поэтому и переориентируются на сотрудничество с правительством, которое единственное имеет реальные рычаги влияния на ситуацию. А интересы у ЕС и США в Беларуси всегда были – начиная от безопасности продуктов питания и охраны границ и заканчивая натовским транзитом из Афганистана.

Сдерживающие факторы в процессе нормализации отношений с ЗападомПрежде всего, таким фактором является недоверие – и Лукашенко, и западные лидеры чувствуют себя обманутыми после предыдущего опыта "разморозки" в 2008-2010 годах. Это недоверие не так-то просто преодолеть. Для этого потребуется продолжительное время и множество мелких шажков навстречу друг другу, чтобы продемонстрировать добрую волю и решимость улучшать отношения.

Второй фактор – это Евразийский союз и вообще отношения с Россией, которая может воспринять нормализацию отношений с Западом как предательство союзнических обязательств. Напомню, что в 2009-м Россия также очень болезненно реагировала на участие Беларуси в европейской программе "Восточное партнерство". Отсюда и очень осторожные действия официального Минска. Ведь украинский опыт здесь повторять не хотят.

И последнее: чтобы очередная "разморозка" не закончилась очередной "заморозкой", и Беларуси, и Евросоюзу нужно подумать про новые долгосрочные программы и проекты сотрудничества, выгодные обеим сторонам. Это позволило бы сделать отношения более устойчивыми и менее подверженными сиюминутным изменениям политической конъюнктуры.

Мнение автора может не отражать точку зрения редакции TUT.BY

Источник: tut

Оставить комментарий