Самые актуальные новости:
Главная » Экономика » Юристы: механизм взимания и перечисления в бюджет валютного сбора остается неопределенным

Юристы: механизм взимания и перечисления в бюджет валютного сбора остается неопределенным

Фото: Вадим Замировский, TUT.BYЮристы из «Бейкер Тилли Бел» считают, что природа валютного 30-процентного сбора, механизм и источник его уплаты пока остаются неясными. Соответствующий комментарий размещен на официальном сайте аудиторской компании.

В компании напомнили про распространенный пресс-релиз Нацбанка и Совета министров 19 декабря 2014 года, из которого стало известно об установлении обязательного 30-процентного сбора при покупке валюты физическими и юридическими лицами. «Однако пресс-релиз сам по себе нормативным правовым актом не является, поэтому природа сбора, механизм и источник его уплаты пока остаются неясными», сказано в сообщении.

Классическое понимание термина «сбор» относится к сфере регулирования налогового законодательства. Кроме того, сборы (пошлины) могут устанавливаться также президентом Беларуси. Как следует из упомянутого пресс-релиза, «предприятия и банки будут уплачивать данный сбор при покупке валюты на бирже, граждане – в виде комиссии при покупке в банках. Уплаченные средства будут направляться в бюджет».

В этой связи возникает масса вопросов относительно природы 30-процентного платежа при покупке валюты.

Если это сбор в смысле, понимаемом налоговым законодательством (а из пресс-релиза такие его признаки вполне просматриваются), то нам надо дождаться появления закона или нормативного правового акта президента Беларуси о его введении, чтобы появилось правовое основание для взимания данного сбора. Даже такой платеж, как плата за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки вводился президентским указом.

«Если это некая банковская комиссия или банковский тариф, который предписывается взимать банкам, бирже, то на каком основании данные организации будут перечислять взысканные средства в бюджет? И как тогда быть с Директивой президента от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», где предусмотрено исключение вмешательства органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности (к слову, в 2011 году письмом № 55-17/176 Нацбанк отменил ряд своих указаний банкам по формированию и применению тарифов и сборов по кредитным операциям со ссылкой именно на требование Директивы)?», задаются вопросами в компании «Бейкер Тилли Бел».

Пока Нацбанк довел до банков информацию о необходимости взимать 30-процентный сбор в виде комиссии с физических лиц.

Однако сумма комиссии подлежит включению в доходы банка и будет подлежать налогообложению в общеустановленном порядке, как и биржевой сбор у биржи. Следовательно, ввиду того, что сумма комиссии и биржевого сбора попадут в налогооблагаемую базу, перечислить их в бюджет в той же сумме, что была взыскана с покупателей валюты, возможно только если банк и биржа будут тратить свои собственные средства на восполнение налоговых изъятий.

Другой вариант – установить налоговые льготы для банков и биржи относительно взысканного сбора. Но это опять же потребует принятия нормативного правового акта президента Беларуси или закона. Кроме того, если речь идет о банковской комиссии, то банкам необходимо еще выполнить процедуры одностороннего изменения имеющихся договоров с клиентами, например, владельцами карточек.

«По всей видимости, в сложившихся чрезвычайных обстоятельствах запас времени для подготовки нормативной правовой базы для взимания сбора отсутствовал. Однако без нее механизм взимания и перечисления в бюджет 30-процентного сбора остается неопределенным», резюмируют в компании «Бейкер Тилли Бел».

Оставить комментарий