Главная » Общество » Капитан Новороссийского порта незаконно загрузил «Пенелопу», подтвердил суд

Капитан Новороссийского порта незаконно загрузил «Пенелопу», подтвердил суд

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 июля по делу Новороссийского морского торгового порта (НМТП) оказались недовольны все стороны процесса. В Росморречфлоте собираются обжаловать решения суда. Новороссийский порт и пострадавшие вместе с ним участники инцидента пока выражают свое недовольство неофициально.

ПАО «Новороссийский морской торговый порт» («НМТП») в марте подал иск к министерству транспорта РФ, Федеральному агентству морского и речного транспорта (Росморречфлот) и капитану порта Новороссийск Евгению Тузинкевичу. Порт просил суд признать незаконными бездействие Минтранса и Росморречфлота по организации работы морского порта Новороссийск и распоряжения капитана порта о движении и расстановке судов, в том числе связанные с танкером «Пенелопа», и привлечь капитана порта к административной ответственности.

Подача портом иска к своему капитану объясняется устройством управления портами в РФ. Сам порт – частное предприятие, его администрацию назначают акционеры. Администрация управляет хозяйственной деятельностью порта. Государство в лице Росморречфлота назначает капитана порта. Его права и обязанности прописаны в «Положении о капитане морского порта». Их суть в том, что капитан порта следит за соблюдением законодательства РФ, осуществляет контроль над деятельностью администрации порта и организует работы по минимизации ущерба при чрезвычайных происшествиях. Вмешиваться в хозяйственную деятельность администрации порта капитан имеет право только в том случае, если она нарушает требования законодательства РФ или угрожает нормальному функционированию порта.

Однако 31 января на рейде Новороссийского порта встал танкер «Пенелопа», принадлежащий ООО «Прайм Шиппинг» (47,5% компании принадлежит «Роснефти»). Ввиду отсутствия у представителей судовладельцев в порту надлежаще оформленных документов на груз администрация порта отказалась включать танкер в график погрузки.

В ответ на отказ служба капитана порта заблокировала работу порта. Были остановлены отгрузки экспортных партий нефтепродуктов и минудобрений, в порту стали скапливаться не разгруженные вагоны. Целью предпринимаемых капитаном порта действий является обеспечение первоочередной перевалки танкера «Пенелопа», «обработка любых других судов поставлена капитаном под условие загрузки указанного танкера», говорилось в письме «Транснефти» от 21 февраля в Минтранс, Генеральную прокуратуру и ФСБ.

История завершилась только 1 марта, когда «Пенелопа» покинула порт.

Суд 16 июля признал незаконным бездействие Минтранса и Росморречфлота по «обеспечению надлежащей организации работы должностных лиц морского порта Новороссийск», а также незаконными действия капитана порта с 31 января по 1 марта, «выразившиеся в создании препятствий для осуществления хозяйственной деятельности ПАО «НМТП» и «возложении на ПАО «НМТП» не предусмотренной законом обязанности по обслуживанию танкера «Пенелопа».

Суд отказал истцу в привлечении капитана порта к дисциплинарной ответственности. Это означает, что капитан и стоящие за ним лица и организации не возместят ущерб пострадавшим.

Истец не озвучил размер убытков, но оценки можно сделать. Месячный простой 2,4 тыс. цистерн и четырех танкеров обошлись участникам бизнес-процессов, исходя из минимальных ставок аренды, не менее 200 млн рублей. Эту сумму ущерба с учетом всех потерь можно смело увеличивать в 2-5 раз.

Если считать решение суда прецедентом, то его суть следующая: государственные чиновники, кем по сути является капитан порта, могут безнаказанно нарушать законодательство РФ и действовать в интересах какой-либо компании, нанося своими действиями многомиллионный ущерб другим субъектам рынка безо всякой надежды на компенсацию.

 

Понравилась запись? Поделись с другом!!!